Главная | Регистрация | Вход | RSS Воскресенье, 05.05.2024, 20:47

"Мы Вместе" Харьковское Общественное Движение

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Январь » 5 » 6 Декабря. Экскурсия: Полтава-Диканька-Опошня.
6 Декабря. Экскурсия: Полтава-Диканька-Опошня.
23:06
6 декабря. Воскресенье. Харьковский Клуб Любителей Путешествий совершил увлекательное путешествие по маршруту: "Полтава — Крестовоздвиженский монастырь — Диканька — Опошня".

На этот раз Программа нашей поездки была следующая и состояла из таких основных частей:

Началась она с обзорной экскурсии по Полтаве, с осмотром основных достопримечательностей города.

Полтава поразила своим духом, своим настроением, которое формируется его людьми и его архитектурой. Уже через час экскурсии по Полтаве стало понятно, что ходишь не по разросшемуся селу (а такое ощущение возникает от многих наших областных центров среднего размера), а по современному городу.
 

То есть населенному пункту, который изначально проектировался как город. А полтавчане? Они красивы, открыты для общения и легко идут на контакт.

Экскурсию по Полтаве мы начали с центра города.

Главная площадь Полтавы называется Круглой, и напоминает Дворцовую площадь Санкт-Петербурга.
 
В её центре возвышается колонна – неизменный символ мужской силы.
В Полтаве много разных памятников и музеев. Большая их часть расположена, естественно, в историческом центре города, а именно, по улице Жовтневой, пронзающей Круглую площадь, как стрела сердце, и на соседних улицах.

По дороге к Соборной площади остановимся у памятника на месте отдыха  Петра І после битвы. Нет, он не на травке под деревом «покоился».
 
Пётр остановился у коменданта крепости А.Келина, который, в свою очередь, располагался в доме казака Магденко. Вот на месте того дома и был установлен памятник с отдыхающим львом.

А в церкви напротив – старой деревянной Спасской церкви 1705 года постройки – Пётр молился. В 1845 году с целью сохранения деревянного храма над ним был построен каменный футляр.
 

Сворачиваем на ул. Воскресный спуск и доходим до Соборной площади, где находится целый комплекс достопримечательностей, известный как Иванова гора.

Это – место, откуда Полтава взяла своё начало много веков назад, о чём гласит установленный мемориальный знак.

Соборную площадь с 2005 года снова украшает восстановленный Успенский собор.
 

Прямо за ним – усадьба-музей украинского писателя Ивана Котляревского, где была создана знаменитая «Энеида».
В комплекс усадьбы входят: амбар, сарай, колодец-журавль, дом писателя — типичное украинское помещение со светлицей, кухней, спальней и гостинной. В кабинете сохранилась аутентичные балки, на которых кириллицей высечено: «Создался дом сей во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Года 1705 месяца Августа 1».

Тут же, на Ивановой горе, обожаемый туристами памятник полтавской галушке и белая ротонда:
На ротонде начертаны слова-напутствие Котляревского.

Эта элегантная ротонда, называемая полтавчанами «Белой беседкой». Впервые она была поставлена к 200-летию Полтавской битвы, в отечественную войну – разрушена и восстановлена в 1954-м.

 
Во время обороны Полтавы на этом месте между двумя бастионами стояла сторожевая башня. В этом году, к 300-летнему юбилею битвы, появилась её свежая копия.
 

На этой же небольшой площадке расположен ещё и памятник легендарным полтавским галушкам (хотя на меня они впечатления не произвели: просто вареное тесто с подливой или сметаной).
 

Отюда открывается прекрасный вид на нижний город, реку Ворсклу и Крестовоздвиженский монастырь (XVII-XIX вв.) на соседнем холме.
Улица Монастырская, ведет к Крестовоздвиженскому храму.

Он находится на холме, чтоб было видно с разных мест города, и для туристов есть симпатичная лестничка среди берез, ведущая к нему. Крестовоздвиженский монастырь основали в честь разгрома польских войск украинскими, а расцвет его начался после победы российских над шведскими.
 
Монастырь не раз разрушали и опустошали. Он был центром культуры и просвещения на Левобережье, долгое время имел статус мужского, но в конечном варианте стал женским.
 
Основан этот монастырь в 1650 году вблизи тогда небольшого полкового города Полтавы, на горе, на берегу речки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее её притока — небольшой речушки Полтавки, которая издавна в народе больше известна под названием Тарапунька.

Основана же была эта обитель по инициативе и на средства тогдашнего полтавского полковника Мартына Пушкаря, Ивана Искры и другой казацкой старшины и мещан Полтавы с разрешения Киевского митрополита, известного церковного деятеля и писателя Сильвестра Косова (г. рожд. неизвестен – умер в 1657 г.) в честь разгрома в этих местах войск польских магнатов и шляхты. А сооружал монастырь с разрешения последнего игумен Лубенского Мгарского Преображенского монастыря Калистрат.

Первые монастырские сооружения были деревянными. В конце XVII в., после разорения крымскими татарами, старый деревянный собор был разобран и начато строительство нового каменного собора на средства генерального писаря, а потом генерального судьи Левобережной Украины В. Л. Кочубея. Но в 1708 году Василий Кочубей вместе с бывшим полтавским полковником Иваном Искрой были казнены по приказу гетмана Ивана Мазепы за их доносы на него царю Петру І. А в 1709 году Монастырскую гору и прочие окраины Полтавы захватили шведы. В связи с этими событиями сооружение нового собора было прекращено. После изгнания шведов уже позднее, в первой четверти XVIII в., его достраивал сын В.Л. Кочубея — полтавский полковник В.В. Кочубей.

В 1709 году Крестовоздвиженский монастырь разорили шведские войска. Захватив его, шведы затянули туда свои пушки и обстреливали из них с Монастырской горы бастионы Полтавской крепости, осажденной противником.
По пересказам, которые зафиксированы в исторических источниках XIX – начала XX вв., в монастыре была штаб-квартира Карла XII. Близ леса, который покрывал гору и прилегал к ней, располагалась шведская артиллерия. Там же была мельница, из которой, по тем же давним пересказам, Карл XII посылал приказы войскам во время штурма Полтавы. Со второй стороны — склона горы, по левую сторону от Зеньковской дороги, находилась артиллерия русских войск. Неподалеку монастыря Карл XII 17 (28) июня был ранен пулей в ногу каким-то казаком во время объезда своих аванпостов за десять дней до Полтавской битвы.
 
Крестовоздвиженский, еще Воздвиженский или во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня собор Полтавского монастыря является одним из лучших образцов архитектуры, которую одни называют византийской, другие — украинским барокко.

Главный собор - семиглавый (имеет семь бань-куполов), отличается постановкой куполов, широкими краеугольными лопатками и окаймлением окон и дверей.
Сооруженный на горе, которая чудесно просматривается с разных сторон, Крестовоздвиженский собор Полтавского монастыря не имеет главного и второстепенных фасадов, все его стороны равноценны в архитектурном отношении. Площадь главного монастырского собора по современным мерам составляет 366 квадратных метров.
Первый иконостас собора выполнял известный мастер XVIII в. Василий Реклинский. А второй — четырехъярусный, резной, из липы, позолоченный, в стиле барокко — выполнил в 1772 году русский и украинский резчик-предприниматель, выходец из русского города Осташкова - Сисой Зотович Шалматов.


Вторая монастырская церковь — Троицкая, или во имя Святой Троицы, была сооружена за 50 шагов от соборной в 1750 году.
 
Она каменная, одноярусная, с одной баней (однокупольная). Считалась трапезной. В 1864 году ее перестроили. При этом соорудили два придельных престола: с правой стороны — великомученицы Варвары (1864 г.), по левую сторону — во имя Архистратига Михаила (1866 г., разобран в 1894 г.). С южной стороны сделали достройку — помещение, в котором находилась трапезная, кухня и келья монаха, который заведовал трапезой.
В Свято-Троицкой церкви, собрана уникальная коллекция икон.
 
Третья церковь на территории Крестовоздвиженского монастыря — Семеновская (Симеоновская), или во имя святого Симеона Богоприимца, была построена в 1887 году неподалеку от Троицкой церкви, с южной стороны.
 
 
Она каменная, однокупольная (одноглавая). Ее соорудил на свои средства богатый иркутский купец, а потом полтавский меценат И. С. Котельников в память о своём единственном сыне Семёне, который умер в Полтаве.
Семеновский храм старший Котельников сооружал специально для братской трапезы, поэтому в западной его части была устроена хлебопекарня, кухня и келья для монаха, который заведовал трапезой. Размеры этого храма: длина — 39,5 аршина (свыше 28 метров), ширина — 14,5 аршина (10,5 м).

Украшением монастыря стала четырехъярусная колокольня, сооруженная за 20 саженей (42,6 м) от соборной Крестовоздвиженской (Воздвиженской) церкви в 1786 году при архиепископе Славянском и Херсонском Никифоре Феотоки.

Сооружение замечательной итальянской архитектуры с элементами украинского стиля, который называют украинским барокко. Близка к стилю колокольни Киево-Печерской лавры, украшена разнообразными классическими лепными элементами. Высота ее 22 сажени (47 метров). Всего на колокольне было десять разных по размерам колоколов.
И гордостью ее был огромный колокол весом в 400 пудов (свыше 6,5 тонн).

Монастырь имел красивую церковную утварь, которая относилась в основной массе к XVIII – началу XIX вв. Были и значительно более старинные вещи, а также богатая библиотека религиозного, богослужебного содержания, которая вела свое начало тоже в основном с XVIII в., здесь сохранялись отдельные книги XVI-XVII вв.

Во время гражданской войны монастырь не раз опустошали. Хотя настоящий грабеж начался после введения в действие декрета Совнаркома о изымании культовых ценностей.

В 1923 году монастырь закрыли. В его строениях в 20-30 годы прошлого века располагались: клуб железнодорожников, исторический архив, Полтавская детская трудовая колония НКВД, общежитие и студенческая столовая Полтавского педагогического института.
Во время фашистской оккупации община монахинь, с разрешения обновленного епархиального управления, основала в бывшем мужском монастыре женский. В послевоенные годы в нем насчитывалось до 100 монахинь, в начале 50-х обновили некоторые сооружения, пострадавшие во время войны.

Но в 1960 году монастырь опять закрыли.
Официально он стал памятником культуры и старины, хотя это не спасло его колокольню от поджога подростками, а одну из церквей - от устройства в нем автомастерской.

19 декабря 1991 года Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь был открыт.

На Монастырской горе поселилось несколько монахинь (на 1 января 1993 года — 19 монахинь и послушниц), была открыта домовая церковь со своим священником.
 
Но одна из главных достопримечательностей Полтавы находится в Киевском районе, в северо-восточной части города, возле пригорода Яковцы. Там, в память о победе русских войск над шведской армией в 1709 году, в Полтаве был создан национальный заповедник "Поле Полтавской битвы".

Заповедник "Поле Полтавской битвы" является единственным в Украине историко-культурным заповедником, в котором сохранились исторический ландшафт, фрагменты фортификационных сооружений начала XVIII века, значительное количество объектов исторической ценности, неизменённая территория поля битвы.
 
Заповедник единственный в Украине входит в Международную организацию военно-исторических музеев под эгидой ЮНЕСКО.

На территории заповедника находится Музей истории Полтавской битвы.

В девяти экспозиционных залах представлены бесценные исторические реликвии: холодное и огнестрельное оружие, медали, монеты, живописные полотна, портреты, иконы, гравюры, боевые флаги, обмундирования, старинные книги, карты, грамоты и другие исторические документы I половины XVIII века.
 
 
Музей был открыт 26 июня 1909 года накануне 200-летнего юбилея битвы.
Создателем музея и его первым директором был известный историк и краеведец, преподаватель истории Петровского Полтавского Кадетского корпуса, действительный статский советник, подполковник Иван Францевич Павловский.

Экспозиция музея насчитывала много экспонатов, среди которых холодное и огнестрельное оружие, портреты, гравюры, полковые флаги и образцы военной формы, которые поступили из Артиллерийского музея С.-Петербурга, музеев Москвы, Стокгольмского Королевского архива и Генштаба, отдельных частных лиц Полтавы и уездных городов Полтавской губернии.
Первоначально музей располагался в небольшом здании, построенном для него внутри ограды церкви Св. Сампсония.
 
 
Во время гражданской войны на Украине 1917-1918 музей истории Полтавской битвы неоднократно подвергался ограблению. Среди похищенных экспонатов: оружие, живопись, серебряные и бронзовые вещи. В 1918 году остатки экспозиции музея были переданы И.Ф.Павловским на хранение в Центральный Пролетарский музей Полтавщины (теперь Полтавский областной краеведческий музей).

В 1949 Совет Министров СССР принял решение о воссоздании музея истории Полтавской битвы. В качестве места для нового музея было выбрано здание бывшего дома инвалидов русско-турецкой войны, построенного в конце XIX ст. 23 сентября 1950 года состоялось торжественное открытие музея на поле Полтавской битвы.

Каждый год музей принимает тысячи посетителей, которые приезжают сюда, чтобы ознакомится с историей Северной войны (1700 – 1721 гг.) и ее решающего сражения – Полтавской битвы (27.06.1709 г.).
 
Первый зал. "Судьбоносное Поле европейской истории и украинский фактор в геополитическом измерении XVII века".

Экспозиция зала представлена археологическим материалом, собранным во время археологических раскопок на «Поле», предметами вооружения ХІУ-ХУІІ вв., вещами быта XVII в., предметами сакрального искусства Украины XVII вв., портретами известных государственных и культурных деятелей Украины и соседних государств ХІУ-ХУІІІ вв.

Второй зал. "Казацкое государство до событий Великой Северной войны (1648-1700 гг.)".

Экспозиция зала представлена в первую очередь галереей портретов обладателей гетманской булавы и самых известных казацких вожаков Украины XVII в., казацким вооружением, клейнодами, вещами быта, документами XVII-XVIII в., а также картографическим материалом этого времени.
Третий зал. "Предпосылки и причины Великой Северной войны (1700-1721)".

В экспозиции зала представлены портреты московских царей из династии Романових второй пол. XVII в., короля Швеции Карла XI, гетмана Украины И. Мазепы; картографический материал и макет кормовой части военного корабля начала XVIII в. с вещами соответствующей эпохи.

Четвёртый зал. "Первый период Великой Северной войны (1700-1708 гг.)".

В экспозиции зала представлены портреты главных действующих лиц войны (Карла XII, Петра І, Августа II, Станислава Лещинского). Особое внимание уделено участию в войне украинского казачества и полковника Д. Апостола. Поданы материалы об освоении Петром І Балтийского побережья и участии в этом процессе украинцев, а также вооружение, карты и схемы передвижения войск в течение первого периода войны.
 

Пятый зал. "Военная кампания в Украине (октябрь 1708 — июнь 1709 г.). Выступление И. Мазепы".

Экспозиция зала воспроизводит Полтавскую крепость начала XVIII в., содержит снаряжение воинов того времени; иллюстративно-картографический материал зала рассказывает о Великой Северной войне в Украине и на Полтавщине.

Шестой зал. "Государственная и военная элита стран — участниц Полтавской битвы".

Экспозиция залы представляет собой портретную галерею самых известных государственных и военных деятелей стран-участниц Полтавской битвы. Здесь размещены как оригинальные портреты, так и современные копии, а также вооружение периода Полтавской битвы.

Седьмой зал. "Полтавская битва".

Основное оформление зала выполнено в 1959 году. Экспозиция представлена преимущественно иллюстративным материалом из произведений монументальной живописи советской эпохи, в частности произведения Крылова, Хаертинова, студии имени Грекова. Взгляд Петра І на Полтавскую битву представлен шедевром работы Дэни Мартена младшего, выполненным в первой четверти XVIII в. по заказу самого царя. Также в зале находится оружие, обмундирование и снаряжение воинов начала ХVІІІ в.
 

Восьмой зал. "Второй период Великой Северной войны (1709-1721 гг.). Последствия Полтавской битвы для Украины".

В экспозиции зала представлен картографический и иллюстративный материал о втором периоде войны, ее последствия для Украины и других государств. Документы той эпохи знакомят с политико-правовыми актами после полтавского периода в истории Украины.
В зале воспроизведен фрагмент палубы фрегата нач. XVIII ст. и представлено оружие того времени.

Девятый зал. "Полтавский миф".

Экспозиция зала представлена архивными документами, редкими изданиями, монографиями, которые иллюстрируют процесс формирования и использования «полтавского мифа», а также современный процесс исследования тогдашних событий, направленный на отказ от использования мифов в будущем, расширение наших знаний относительно фактического хода событий Великой Северной войны и Полтавской битвы.
 
Перед зданием музей, в свой истинный 2-метровый рост возвышается Пётр I.

Интересно, что памятник этот до революции стоял не здесь, а украшал вестибюль Кадетского корпуса (фото которого будет немного ниже). В 1950 году, когда музей Полтавской битвы вторично открывался, он был перенесён именно сюда.

Напротив здания музея насыпан курган – могила-усыпальница 1345 русских воинов.
 

28 июня 1709 года по приказу Петра I состоялось захоронение погибших русских воинов. После панихиды царь собственноручно установил над могильным холмом крест со следующей надписью: «Воины благочестивые, за благочестие кровию венчавшиеся, лета от воплощения Бога Слова 1709, июня 27 дня». В таком виде братская могила русских воинов находилась достаточно длительное время.

Курган на могиле имеет вид срезанного конуса высотой 6,4 м. С западной стороны в подпорную стену вмонтирована мемориальная плита с надписью: "Сооружен в 1894 году, при державе Благочестивейшего Государя Императора Александра III".

Справа и слева от стены устроена гранитная лестница, которая сходится на промежуточной площадке. Из этой площадки лестница поднимается на верхнюю площадку кургана.
На восточной грани пирамиды — следующая надпись:"Погребены Бригадир Феленгейм, Полковники Нечаев и Лов, подполковник Козлов, Маиоры Кропотов, Ерст и Гельт, обер-офицеров сорок пять, капралов и рядовых тысяча двести девяносто три, всего 1345 человек". На пирамиду опирается восьмиконечный православный крест высотой 7,5м.

Рядом с могильным курганом – Самсониевская церковь (битва происходила в день преподобного Самсона).

Вскоре после Полтавской битвы, в ознаменование победы, Петр I издал указ о сооружении на поле Полтавской битвы Петропавловского монастыря с нижней церковью в честь Сампсона Странноприимца (поскольку битва состоялась 27 июня, в день преподобного Сампсония).
Церковь освящена 15 июля 1856 года. Построенна по образцу старославянских византийских храмов.

Во время подготовки к 200-летнему юбилею Полтавской битвы Сампсониевская церковь получила новые изменения. По проекту полтавского епархиального архитектора С.Носова с западной стороны к ней была достроена входная часть с колокольней. Во время последней реконструкции существенно изменился не только экстерьер, но и интерьер церкви. Стены, своды потолка и внутренние поверхности центрального барабана купола были покрыты сплошным слоем высокохудожественных декоративно — растительных и сюжетных росписей, выполненных в стиле В.Васнецова.
И церковь, и отделка кургана были отреставрированы и обновлены к 300-летию битвы.

Напротив церкви - Ротонда "Чествования памяти павших участников Полтавской битвы".

Треугольная в плане арка-ротонда выполнена в классическом стиле и увенчана куполом и крестом. Под сводом купола арки-ротонды подвешен колокол. Площадка под сводом арки-ротонды имеет несколько выпуклое решение; в ее центре на пьедестале размещена скульптурная композиция символа мира — голуби (скульптор С.Маргарян). На внутренних сторонах трех пилонов размещены мозаичные панно с изображением государственных флагов Украины, Швеции, России (скульптор Л.Тоцкий); под ними мраморные доски, на которых выполнены надписи на трех языках: «Время лечит раны».
Автор проекта арки-ротонды — кандидат архитектуры В.Трегубов.

А как только снова выехали на полтавскую дорогу, по сторонам: и слева, и справа на полях увидели пару восстановленных редутов.

Именно в них прятались российские войска, поджидая на марше ничего не подозревающую шведскую армию.
В канун Полтавской битвы между Яковчанским и Малобудыщанским лесами на пути продвижения шведской армии была построена продольная и поперечная линия из 10 редутов.

Они имели вид четырехугольных земляных укреплений, окруженных валами (высотой около 3 м) и рвами (глубиной 2,5 м).
Длина каждой стороны редута равнялась около 50 м, расстояние между сооружениями — около 300 м (расстояние ружейного выстрела). К 200-летию в 1909 году на местах расположения редутов были установлены бетонные пирамидальные обелиски, завершенные бронзовыми двуглавыми орлами (инженер Г.Лагорио).

В середине ХІХ века кадетами был воспроизведен в несколько меньших размерах, по сравнению с историческим, редут правого крыла поперечной линии.
В 1953 году восстановлен редут поперечной линии, который был частично разрушен во время Второй мировой войны.

К 300-летнему юбилею Полтавской битвы в натуральную величину возобновлен третий редут поперечной линии.
 
А мы едем дальше.

От Полтавы до Диканьки всего каких-то 25 километров: едем на север, мимо поля Полтавской битвы и далее буквально 15 минут.

Ещё километр – и вот она, легендарная Диканька.

Слева нас, как и императора Александра I в 1820 году, встречает Триумфальная арка. Ещё недавно арка была просто побеленной, но в этом году её отреставрировали, добавив бежевый колор.

Диканька — колоритное украинское селение, место, которое своей природой в разные времена очаровывало Н.В. Гоголя, Г.Ф. Квитку-Основяненко, Панаса Мирного, Н.И. Глинку.

Документы вспоминают Диканьку лишь в 1658г., когда на поле поблизости произошел бой между отрядом полтавского полковника Мартина Пушкаря и войском гетьмана Ивана Выговского.
За десять лет то же поле становится свидетелем битвы между гетманами Дорошенком и Брюховецким. Здесь Брюховецкого и убьют восставшие казаки. А уже следующее, XVIII столетие, принесет славу Диканьке благодаря ее владельцам — семье Кочубеев. В их имении, одном из самых богатых на Полтавщине, перед Полтавской битвой был штаб Ивана Мазепы.

В имении можно увидеть четыре громадных Кочубеевских дуба (их возраст — 600-800 лет!). А. Пушкин в «Полтаве» писал о них: «Цветет в Диканьке древний ряд Дубов, отцами насадженных».
По легенде около этих дубов юная Мотря Кочубей встречалась с гетьманом Мазепой.

А в высаженной еще в XVII в. Кочубеями Сиреневой роще проходят народные гуляния «Песни сиреневой рощи».

Памятники архитектуры Диканьки.

Триумфальная арка — исторический символ Диканьки, построена в 1820 году по проекту Луиджи Руска как парадный въезд в усадьбу Кочубеев в память о приезде в Диканьку императора Александра I.

Арка является частью усадьбы Кочубеев, сохранившейся по сей день. Ранее её композиционным центром был красивый парадный дворец, построенный в конце XIX века по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги. Дворец Кочубеев в годы гражданской войны был разрушен и разобран.

Триумфальная арка – единственный на Украине памятник культуры, увенчивающий триумф победы в Отечественной войне 1812 года с французами.

Николаевская церковь — построена в 1794 году, по проекту архитектора Львова, на месте деревянной, которая находилась на окраине Диканьки.
 

Её проект в стиле классицизма выполнил известный зодчий той эпохи Н. А. Львов. Он впервые применил систему двойного стеклянного купола. Особенное внимание привлекает резной иконостас из мореного дуба.
Под церковью находится семейная усыпальница Кочубеев, где мраморных саркофагах, похоронены 5 князей и 3 княгини рода.

Именно в неё ездила из Васильевки (сейчас Гоголево) юная Мария Гоголь-Яновская, прося Бога о том, чтобы третий её ребёнок (будущий Николай) всё-таки выжил.

Рядом с церковью находится колокольня, построенная в 1810—1827 гг. по проекту Луиджи Руска.
 

Троицкая церковь сооруженна в 1780 г. в стиле позднего барокко и имеет в плане форму креста.

Это единственный памятник архитектуры, тесно связанный с творчеством Н. В. Гоголя, который часто бывал в ней.
Именно здесь происходили события Гоголевского «Вия» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Существует легенда, якобы, именно здесь бывал кузнец Вакула из повести «Ночь перед Рождеством».

Напротив Николаевской церкви - действующая мельница-ветряк,- всё дышет мистикой в месте где развивались события «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
 
 
Напоследок пообедал смачними, полтавскими варениками и борщем, в не менее колоритном месте, в центре Диканьки.
Место называлось «Курень» и было реально стилизовано под мазаную украинскую избу.
 
Ну, а мы едем дальше - Опишня - гончарная столица Украины.

Пара десятков километров от Диканьки до Опишни пролетают быстро, но зато сёла с какими колоритными названиями мы проезжаем! По-русски, они как-то не так смачно звучат, а вот по-украински – саме то: Чернечий Яр, Великі Будища.

Благодаря большим запасам глины, в Опишне уже несколько тысячелетий развивается гончарное дело. Лет 100 назад в поселке работало около тысячи! гончаров, чьи керамические изделия расходились по всему миру. Хорошо, что до настоящего времени здесь всё ещё есть несколько династий гончаров: Пошивайло, Омеляненко, Билык.
 
Для сохранения традиций украинского гончарства в конце 1980-х годов тут был создан музей, который сейчас перерос в Национальный музей-заповедник с Институтом керамологии и Национальным архивом, содержащим огромную коллекцию керамических изделий, книг, фото- и видеоматериалов о гончарстве.

На сегодняшний день музей обладает самой большой коллекцией работ мастеров-керамистов (около 35 тыс.единиц).
 

Итак, преодолев небольшую горку, входим на территорию музея. Здесь, кроме собственно музейного здания, под открытым небом выставлены оригинальные фигуры, сделанные из глины.

У входа нас встречает ангел-хранитель музея и колоритная экскурсовод, которая рассказывает нам о каждой из скульптур этого парка.

Когда музей открылся в 1986 году, в его коллекции были исключительно предметы, сделанные в Опошне. Сегодня ее первоначальный дух немного утратился: в музее выставлены как работы местных гончаров, так и других мастеров. Обычно их приглашают в поселок на фестиваль, который музей проводит каждое лето.
 

А в самом музее мы узнали не только об истории развития гончарства в Украине, не только посмотрели на печи, в которых обжигается керамика (кстати, большие фигуры в обычные печи не влазят, поэтому печи строят над ними), но и увидели волшебный процесс превращения комка глины в изящный кувшин.
 

Николай Пошивайло в Опошне на особом положении.
 
Гениальный гончар продолжил семейную традицию и при этом… стал местной знаменитостью. Сегодня его портрет можно увидеть на рекламных плакатах музея-заповедника украинского гончарства, а посетители могут взять у него автограф!

Сначала Николай Пошивайло показался мне «специально приглашенной звездой». Казалось, он появился ниоткуда. Мы заметили старого гончара с необычайно молодым взглядом только тогда, когда экскурсовод попросила нас обернуться. Он был участником подготовленной для нас мини-программы. В полной тишине мы смотрели на него, словно зачарованные его спокойным голосом, описывающим процесс превращения глины, и уверенными движениями его рук. И по сей день я уверен, что на наших глазах Николай сотворил чудо. Казалось, что ремесленник сошел со средневекового полотна. Все же, такое эффектное представление - результат отличной работы сотрудников музея. Они создали специальную программу для важных гостей, а Николай – ее главное действующее лицо. Так он и стал «гончаром-звездой» Опошни и вот уже десять лет им остается. Окончив работу, мастер, как и любая «звезда», позирует перед камерами.

Сев в автобус и дав прощальную трель из подаренных нам свистулек, берём курс на Харьков.
 
 
 
Просмотров: 7654 | Добавил: Герман
Форма входа

Бизнес, наука, культура, психология, туризм, отдых, путешествия, искусство, история, литература, философия, религия.

Наши контакты: 066-30-486-08, 097-543-3-546

Поиск
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz