Главная | Регистрация | Вход | RSS Понедельник, 29.04.2024, 07:03

"Мы Вместе" Харьковское Общественное Движение

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Август » 3 » 3 июля. Экскурсия в Полтаву с делегацией из Франции.
3 июля. Экскурсия в Полтаву с делегацией из Франции.
06:55
3 июля, Харьковский Клуб Любителей Путешествий, по просьбе руководства, Харьковского Национального Экономического Университета, совершил экскурсионную поездку в Полтаву, с делегацией из Университета Лион-2 им. Люмъера, который известен, как один из ведущих университетов Франции.
Университет Лион-2 им. Люмъера, специализируется на исследованиях в сферах общественных и гуманитарных наук, экономики, политологии и права, искусств и языков.

Программа Этой международной поездки была следующая:

Началась она с обзорной экскурсии по Полтаве, с осмотром основных достопримечательностей города.
Полтава поразила своим духом, своим настроением, которое формируется его людьми и его архитектурой. Уже через час экскурсии по Полтаве стало понятно, что ходишь не по разросшемуся селу (а такое ощущение возникает от многих наших областных центров среднего размера), а по современному городу.


То есть населенному пункту, который изначально проектировался как город. А полтавчане? Они красивы, открыты для общения и легко идут на контакт.
Экскурсию по Полтаве мы начали с центра города.

Главная площадь Полтавы называется Круглой, и напоминает Дворцовую площадь Санкт-Петербурга.

В её центре возвышается колонна – неизменный символ мужской силы.
В Полтаве много разных памятников и музеев. Большая их часть расположена, естественно, в историческом центре города, а именно, по улице Жовтневой, пронзающей Круглую площадь, как стрела сердце, и на соседних улицах.

По дороге к Соборной площади остановимся у памятника на месте отдыха Петра І после битвы. Нет, он не на травке под деревом «покоился».

Пётр остановился у коменданта крепости А.Келина, который, в свою очередь, располагался в доме казака Магденко. Вот на месте того дома и был установлен памятник с отдыхающим львом.

А в церкви напротив – старой деревянной Спасской церкви 1705 года постройки – Пётр молился. В 1845 году с целью сохранения деревянного храма над ним был построен каменный футляр.

 
Сворачиваем на ул. Воскресный спуск и доходим до Соборной площади, где находится целый комплекс достопримечательностей, известный как Иванова гора.
 
Это – место, откуда Полтава взяла своё начало много веков назад, о чём гласит установленный мемориальный знак.

Соборную площадь с 2005 года снова украшает восстановленный Успенский собор.
Прямо за ним – усадьба-музей украинского писателя Ивана Котляревского, где была создана знаменитая «Энеида».

В комплекс усадьбы входят: амбар, сарай, колодец-журавль, дом писателя — типичное украинское помещение со светлицей, кухней, спальней и гостинной. В кабинете сохранилась аутентичные балки, на которых кириллицей высечено: «Создался дом сей во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Года 1705 месяца Августа 1».

Тут же, на Ивановой горе, обожаемый туристами памятник полтавской галушке и белая ротонда:
На ротонде начертаны слова-напутствие Котляревского.

Эта элегантная ротонда, называемая полтавчанами «Белой беседкой». Впервые она была поставлена к 200-летию Полтавской битвы, в отечественную войну – разрушена и восстановлена в
1954-м.

После Во время обороны Полтавы на этом месте между двумя бастионами стояла сторожевая башня. В этом году, к 300-летнему юбилею битвы, появилась её свежая копия.
 
На этой же небольшой площадке расположен ещё и памятник легендарным полтавским галушкам (хотя на меня они впечатления не произвели: просто вареное тесто с подливой или сметаной).
 

Отюда открывается прекрасный вид на нижний город, реку Ворсклу и Крестовоздвиженский монастырь (XVII-XIX вв.) на соседнем холме.
 
Улица Монастырская, ведет к Крестовоздвиженскому храму.

Он находится на холме, чтоб было видно с разных мест города, и для туристов есть симпатичная лестничка среди берез, ведущая к нему. Крестовоздвиженский монастырь основали в честь разгрома польских войск украинскими, а расцвет его начался после победы российских над шведскими.

Монастырь не раз разрушали и опустошали. Он был центром культуры и просвещения на Левобережье, долгое время имел статус мужского, но в конечном варианте стал женским.

Основан этот монастырь в 1650 году вблизи тогда небольшого полкового города Полтавы, на горе, на берегу речки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее её притока — небольшой речушки Полтавки, которая издавна в народе больше известна под названием Тарапунька.

Основана же была эта обитель по инициативе и на средства тогдашнего полтавского полковника Мартына Пушкаря, Ивана Искры и другой казацкой старшины и мещан Полтавы с разрешения Киевского митрополита, известного церковного деятеля и писателя Сильвестра Косова (г. рожд. неизвестен – умер в 1657 г.) в честь разгрома в этих местах войск польских магнатов и шляхты. А сооружал монастырь с разрешения последнего игумен Лубенского Мгарского Преображенского монастыря Калистрат.

Первые монастырские сооружения были деревянными. В конце XVII в., после разорения крымскими татарами, старый деревянный собор был разобран и начато строительство нового каменного собора на средства генерального писаря, а потом генерального судьи Левобережной Украины В. Л. Кочубея. Но в 1708 году Василий Кочубей вместе с бывшим полтавским полковником Иваном Искрой были казнены по приказу гетмана Ивана Мазепы за их доносы на него царю Петру І. А в 1709 году Монастырскую гору и прочие окраины Полтавы захватили шведы. В связи с этими событиями сооружение нового собора было прекращено. После изгнания шведов уже позднее, в первой четверти XVIII в., его достраивал сын В.Л. Кочубея — полтавский полковник В.В. Кочубей.

В 1709 году Крестовоздвиженский монастырь разорили шведские войска. Захватив его, шведы затянули туда свои пушки и обстреливали из них с Монастырской горы бастионы Полтавской крепости, осажденной противником.
По пересказам, которые зафиксированы в исторических источниках XIX – начала XX вв., в монастыре была штаб-квартира Карла XII. Близ леса, который покрывал гору и прилегал к ней, располагалась шведская артиллерия. Там же была мельница, из которой, по тем же давним пересказам, Карл XII посылал приказы войскам во время штурма Полтавы. Со второй стороны — склона горы, по левую сторону от Зеньковской дороги, находилась артиллерия русских войск. Неподалеку монастыря Карл XII 17 (28) июня был ранен пулей в ногу каким-то казаком во время объезда своих аванпостов за десять дней до Полтавской битвы.

Крестовоздвиженский, еще Воздвиженский или во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня собор Полтавского монастыря является одним из лучших образцов архитектуры, которую одни называют византийской, другие — украинским барокко.

Главный собор - семиглавый (имеет семь бань-куполов), отличается постановкой куполов, широкими краеугольными лопатками и окаймлением окон и дверей.
Сооруженный на горе, которая чудесно просматривается с разных сторон, Крестовоздвиженский собор Полтавского монастыря не имеет главного и второстепенных фасадов, все его стороны равноценны в архитектурном отношении.
 
Площадь главного монастырского собора по современным мерам составляет 366 квадратных метров.
Первый иконостас собора выполнял известный мастер XVIII в. Василий Реклинский. А второй — четырехъярусный, резной, из липы, позолоченный, в стиле барокко — выполнил в 1772 году русский и украинский резчик-предприниматель, выходец из русского города Осташкова - Сисой Зотович Шалматов.

Вторая монастырская церковь — Троицкая, или во имя Святой Троицы, была сооружена за 50 шагов от соборной в 1750 году.

Она каменная, одноярусная, с одной баней (однокупольная). Считалась трапезной. В 1864 году ее перестроили. При этом соорудили два придельных престола: с правой стороны — великомученицы Варвары (1864 г.), по левую сторону — во имя Архистратига Михаила (1866 г., разобран в 1894 г.). С южной стороны сделали достройку — помещение, в котором находилась трапезная, кухня и келья монаха, который заведовал трапезой.
В Свято-Троицкой церкви, собрана уникальная коллекция икон.

Третья церковь на территории Крестовоздвиженского монастыря — Семеновская (Симеоновская), или во имя святого Симеона Богоприимца, была построена в 1887 году неподалеку от Троицкой церкви, с южной стороны.
Она каменная, однокупольная (одноглавая). Ее соорудил на свои средства богатый иркутский купец, а потом полтавский меценат И. С. Котельников в память о своём единственном сыне Семёне, который умер в Полтаве.
Семеновский храм старший Котельников сооружал специально для братской трапезы, поэтому в западной его части была устроена хлебопекарня, кухня и келья для монаха, который заведовал трапезой. Размеры этого храма: длина — 39,5 аршина (свыше 28 метров), ширина — 14,5 аршина (10,5 м).

Украшением монастыря стала четырехъярусная колокольня, сооруженная за 20 саженей (42,6 м) от соборной Крестовоздвиженской (Воздвиженской) церкви в 1786 году при архиепископе Славянском и Херсонском Никифоре Феотоки.

Сооружение замечательной итальянской архитектуры с элементами украинского стиля, который называют украинским барокко. Близка к стилю колокольни Киево-Печерской лавры, украшена разнообразными классическими лепными элементами. Высота ее 22 сажени (47 метров). Всего на колокольне было десять разных по размерам колоколов.
И гордостью ее был огромный колокол весом в 400 пудов (свыше 6,5 тонн).

Монастырь имел красивую церковную утварь, которая
относилась в основной массе к XVIII – началу XIX вв. Были и значительно более старинные вещи, а также богатая библиотека религиозного, богослужебного содержания, которая вела свое начало тоже в основном с XVIII в., здесь сохранялись отдельные книги XVI-XVII вв.

Во время гражданской войны монастырь не раз опустошали. Хотя настоящий грабеж начался после введения в действие декрета Совнаркома о изымании культовых ценностей.

В 1923 году монастырь закрыли. В его строениях в 20-30 годы прошлого века располагались: клуб железнодорожников, исторический архив, Полтавская детская трудовая колония НКВД, общежитие и студенческая столовая Полтавского педагогического института.
Во время фашистской оккупации община монахинь, с разрешения обновленного епархиального управления, основала в бывшем мужском монастыре женский. В послевоенные годы в нем насчитывалось до 100 монахинь, в начале 50-х обновили некоторые сооружения, пострадавшие во время войны.

Но в 1960 году монастырь опять закрыли.
Официально он стал памятником культуры и старины, хотя это не спасло его колокольню от поджога подростками, а одну из церквей - от устройства в нем автомастерской.

19 декабря 1991 года Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь был открыт.

На Монастырской горе поселилось несколько монахинь (на 1 января 1993 года — 19 монахинь и послушниц), была открыта домовая церковь со своим священником.

Но одна из главных достопримечательностей Полтавы находится в Киевском районе, в северо-восточной части города, возле пригорода Яковцы. Там, в память о победе русских войск над шведской армией в 1709 году, в Полтаве был создан национальный заповедник "Поле Полтавской битвы".

Заповедник "Поле Полтавской битвы" является единственным в Украине историко-культурным заповедником, в котором сохранились исторический ландшафт, фрагменты фортификационных сооружений начала XVIII века, значительное количество объектов исторической ценности, неизменённая территория поля битвы.

Заповедник единственный в Украине входит в Международную организацию военно-исторических музеев под эгидой ЮНЕСКО.

На территории заповедника находится Музей истории Полтавской битвы.

В девяти экспозиционных залах представлены бесценные исторические реликвии: холодное и огнестрельное оружие, медали, монеты, живописные полотна, портреты, иконы, гравюры, боевые флаги, обмундирования, старинные книги, карты, грамоты и другие исторические документы I половины XVIII века.
Музей был открыт 26 июня 1909 года накануне 200-летнего юбилея битвы.
Создателем музея и его первым директором был известный историк и краеведец, преподаватель истории Петровского Полтавского Кадетского корпуса, действительный статский советник, подполковник Иван Францевич Павловский.

Экспозиция музея насчитывала много экспонатов, среди которых холодное и огнестрельное оружие, портреты, гравюры, полковые флаги и образцы военной формы, которые поступили из Артиллерийского музея С.-Петербурга, музеев Москвы, Стокгольмского Королевского архива и Генштаба, отдельных частных лиц Полтавы и уездных городов Полтавской губернии.
Первоначально музей располагался в небольшом здании, построенном для него внутри ограды церкви Св. Сампсония.
Во время гражданской войны на Украине 1917-1918 музей истории Полтавской битвы неоднократно подвергался ограблению. Среди похищенных экспонатов: оружие, живопись, серебряные и бронзовые вещи. В 1918 году остатки экспозиции музея были переданы И.Ф.Павловским на хранение в Центральный Пролетарский музей Полтавщины (теперь Полтавский областной краеведческий музей).

В 1949 Совет Министров СССР принял решение о воссоздании музея истории Полтавской битвы. В качестве места для нового музея было выбрано здание бывшего дома инвалидов русско-турецкой войны, построенного в конце XIX ст. 23 сентября 1950 года состоялось торжественное открытие музея на поле Полтавской битвы.

Каждый год музей принимает тысячи посетителей, которые приезжают сюда, чтобы ознакомится с историей Северной войны (1700 – 1721 гг.) и ее решающего сражения –
Полтавской битвы (27.06.1709 г.).

Первый зал. "Судьбоносное Поле европейской истории и украинский фактор в геополитическом измерении XVII века".

Экспозиция зала представлена археологическим материалом, собранным во время археологических раскопок на «Поле», предметами вооружения ХІУ-ХУІІ вв., вещами быта XVII в., предметами сакрального искусства Украины XVII вв., портретами известных государственных и культурных деятелей Украины и соседних государств ХІУ-ХУІІІ вв.

Второй зал. "Казацкое государство до событий Великой Северной войны (1648-1700 гг.)".

Экспозиция зала представлена в первую очередь галереей портретов обладателей гетманской булавы и самых известных казацких вожаков Украины XVII в., казацким вооружением, клейнодами, вещами быта, документами XVII-XVIII в., а также картографическим материалом этого времени.

Третий зал. "Предпосылки и причины Великой Северной войны (1700-1721)".

В экспозиции зала представлены портреты московских царей из династии Романових второй пол. XVII в., короля Швеции Карла XI, гетмана Украины И. Мазепы; картографический материал и макет кормовой части военного корабля начала XVIII в. с вещами соответствующей эпохи.

Четвёртый зал. "Первый период Великой Северной войны (1700-1708 гг.)".

В экспозиции зала представлены портреты главных действующих лиц войны (Карла XII, Петра І, Августа II, Станислава Лещинского). Особое внимание уделено участию в войне украинского казачества и полковника Д. Апостола. Поданы материалы об освоении Петром І Балтийского побережья и участии в этом процессе украинцев, а также вооружение, карты и схемы передвижения войск в течение первого периода войны.
Пятый зал. "Военная кампания в Украине (октябрь 1708 — июнь 1709 г.). Выступление И. Мазепы".

Экспозиция зала воспроизводит Полтавскую крепость начала XVIII в., содержит снаряжение воинов того времени; иллюстративно-картографический материал зала рассказывает о Великой Северной войне в Украине и на Полтавщине.

Шестой зал. "Государственная и военная элита стран — участниц Полтавской битвы".

Экспозиция залы представляет собой портретную галерею самых известных государственных и военных деятелей стран-участниц Полтавской битвы. Здесь размещены как оригинальные портреты, так и современные копии, а также вооружение периода Полтавской битвы.

Седьмой зал. "Полтавская битва".

Основное оформление зала выполнено в 1959 году. Экспозиция представлена преимущественно иллюстративным материалом из произведений монументальной живописи советской эпохи, в частности произведения Крылова, Хаертинова, студии имени Грекова. Взгляд Петра І на Полтавскую битву представлен шедевром работы Дэни Мартена младшего, выполненным в первой четверти XVIII в. по заказу самого царя. Также в зале находится оружие, обмундирование и снаряжение воинов начала ХVІІІ в.
Восьмой зал. "Второй период Великой Северной войны (1709-1721 гг.).
 
Последствия Полтавской битвы для Украины".
В экспозиции зала представлен картографический и иллюстративный материал о втором периоде войны, ее последствия для Украины и других государств. Документы той эпохи знакомят с политико-правовыми актами после полтавского периода в истории Украины.
В зале воспроизведен фрагмент палубы фрегата нач. XVIII ст. и представлено оружие того времени.

Девятый зал. "Полтавский миф".

Экспозиция зала представлена архивными документами, редкими изданиями, монографиями, которые иллюстрируют процесс формирования и использования «полтавского мифа», а также современный процесс исследования тогдашних событий, направленный на отказ от использования мифов в будущем, расширение наших знаний относительно фактического хода событий Великой Северной
войны и Полтавской битвы.


Перед зданием музей, в свой истинный 2-метровый рост возвышается Пётр I.

Интересно, что памятник этот до революции стоял не здесь, а украшал вестибюль Кадетского корпуса (фото которого будет немного ниже). В 1950 году, когда музей Полтавской битвы вторично открывался, он был перенесён именно сюда.

Напротив здания музея насыпан курган – могила-усыпальница 1345 русских воинов.

28 июня 1709 года по приказу Петра I состоялось захоронение погибших русских воинов. После панихиды царь собственноручно установил над могильным холмом крест со следующей надписью: «Воины благочестивые, за благочестие кровию венчавшиеся, лета от воплощения Бога Слова 1709, июня 27 дня». В таком виде братская могила русских воинов находилась достаточно длительное время.
Курган на могиле имеет вид срезанного конуса высотой 6,4 м. С западной стороны в подпорную стену вмонтирована мемориальная плита с надписью: "Сооружен в 1894 году, при державе Благочестивейшего Государя Императора Александра III".

Справа и слева от стены устроена гранитная лестница, которая сходится на промежуточной площадке. Из этой площадки лестница поднимается на верхнюю площадку кургана.
На восточной грани пирамиды — следующая надпись:"Погребены Бригадир Феленгейм, Полковники Нечаев и Лов, подполковник Козлов, Маиоры Кропотов, Ерст и Гельт, обер-офицеров сорок пять, капралов и рядовых тысяча двести девяносто три, всего 1345 человек". На пирамиду опирается восьмиконечный православный крест высотой 7,5м.

Рядом с могильным курганом – Самсониевская церковь (битва происходила в день преподобного Самсона).
Вскоре после Полтавской битвы, в ознаменование победы, Петр I издал указ о сооружении на поле Полтавской битвы Петропавловского монастыря с нижней церковью в честь Сампсона Странноприимца (поскольку битва состоялась 27 июня, в день преподобного Сампсония).
Церковь освящена 15 июля 1856 года. Построенна по образцу старославянских византийских храмов.

Во время подготовки к 200-летнему юбилею Полтавской битвы Сампсониевская церковь получила новые изменения. По проекту полтавского епархиального архитектора С.Носова с западной стороны к ней была достроена входная часть с колокольней. Во время последней реконструкции существенно изменился не только экстерьер, но и интерьер церкви. Стены, своды потолка и внутренние поверхности центрального барабана купола были покрыты сплошным слоем высокохудожественных декоративно — растительных и сюжетных росписей, выполненных в стиле В.Васнецова.
И церковь, и отделка кургана были отреставрированы и обновлены к 300-летию битвы.

Напротив церкви - Ротонда "Чествования памяти павших участников Полтавской битвы".

Треугольная в плане арка-ротонда выполнена в классическом стиле и увенчана куполом и крестом. Под сводом купола арки-ротонды подвешен колокол. Площадка под сводом арки-ротонды имеет несколько выпуклое решение; в ее центре на пьедестале размещена скульптурная композиция символа мира — голуби (скульптор С.Маргарян). На внутренних сторонах трех пилонов размещены мозаичные панно с изображением государственных флагов Украины, Швеции, России (скульптор Л.Тоцкий); под ними мраморные доски, на которых выполнены надписи на трех языках: «Время лечит раны».
Автор проекта арки-ротонды — кандидат архитектуры В.Трегубов.

А как только снова выехали на полтавскую дорогу, по сторонам: и слева, и справа на полях увидели пару восстановленных редутов.

Именно в них прятались российские войска, поджидая на марше ничего не подозревающую шведскую армию.
В канун Полтавской битвы между Яковчанским и Малобудыщанским лесами на пути продвижения шведской армии была построена продольная и поперечная линия из 10 редутов.

Они имели вид четырехугольных земляных укреплений, окруженных валами (высотой около 3 м) и рвами (глубиной 2,5 м).
Длина каждой стороны редута равнялась около 50 м, расстояние между сооружениями — около 300 м (расстояние ружейного выстрела). К 200-летию в 1909 году на местах расположения редутов были установлены бетонные пирамидальные обелиски, завершенные бронзовыми двуглавыми орлами (инженер Г.Лагорио).


В середине ХІХ века кадетами был воспроизведен в несколько меньших размерах, по сравнению с историческим, редут правого крыла поперечной линии.
В 1953 году восстановлен редут поперечной линии, который был частично разрушен во время Второй мировой войны.

К 300-летнему юбилею Полтавской битвы в натуральную величину возобновлен третий редут поперечной линии.

Ну, а мы едем дальше - Опишня - гончарная столица Украины.

Пара десятков километров от Диканьки до Опишни пролетают быстро, но зато сёла с какими колоритными названиями мы проезжаем! По-русски, они как-то не так смачно звучат, а вот по-украински – саме то: Чернечий Яр, Великі Будища.

Благодаря большим запасам глины, в Опишне уже несколько тысячелетий развивается гончарное дело. Лет 100 назад в поселке работало около тысячи! гончаров, чьи керамические изделия расходились по всему миру. Хорошо, что до настоящего времени здесь всё ещё есть несколько династий гончаров: Пошивайло, Омеляненко, Билык.

Для сохранения традиций украинского гончарства в конце 1980-х годов тут был создан музей, который сейчас перерос в Национальный музей-заповедник с Институтом керамологии и Национальным архивом, содержащим огромную коллекцию керамических изделий, книг, фото- и видеоматериалов о гончарстве.

На сегодняшний день музей обладает самой большой коллекцией работ мастеров-керамистов (около 35 тыс.единиц).
 
 Итак, преодолев небольшую горку, входим на территорию музея. Здесь, кроме собственно музейного здания, под открытым небом выставлены оригинальные фигуры, сделанные из глины.
У входа нас встречает ангел-хранитель музея и колоритная экскурсовод, которая рассказывает нам о каждой из скульптур этого парка.

Когда музей открылся в 1986 году, в его коллекции были исключительно предметы, сделанные в Опошне. Сегодня ее первоначальный дух немного утратился: в музее выставлены как работы местных гончаров, так и других мастеров. Обычно их приглашают в поселок на фестиваль, который музей проводит каждое лето.
А в самом музее мы узнали не только об истории развития гончарства в Украине, не только посмотрели на печи, в которых обжигается керамика (кстати, большие фигуры в обычные печи не влазят, поэтому печи строят над ними), но и увидели волшебный процесс превращения комка глины в изящный кувшин.
 
После музея, посетитили интереснейшее событие - ежегодный фестиваль гончарного мастерства в Опошне,
День Гончара.

Это самый масштабный праздник всех ремесленников и умельцев с выставкой-ярмаркой керамических изделий и мастер-классами. Это действо стоило не только увидеть, но и поучаствовать в нем, вылепив на гончарном круге какой-нибудь собственный шедевр.

Сев в автобус и дав прощальную трель из подаренных нам свистулек, едем купаться на Ворсклу, и уже поздним летним вечером, возвращаемся в наш родной город...
Просмотров: 1452 | Добавил: Герман
Форма входа

Бизнес, наука, культура, психология, туризм, отдых, путешествия, искусство, история, литература, философия, религия.

Наши контакты: 066-30-486-08, 097-543-3-546

Поиск
Календарь
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz