Самый крупный авиазавод Украины. Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) было основано в 1926 году. До 1992 года занимал одно из ведущих мест в самолётостроеннии СССР. Выпускал пассажирские, транспортные, военные самолёты и крылатые ракеты; в настоящий момент - пассажирские, транспортные и военно-транспортные Ан.
История завода богата множеством авиационных достижений. С ним связаны судьбы многих главных и генеральных конструкторов - Константина Калинина, Петра Грушина, Андрея Туполева, Сергея Ильюшина, Артёма Микояна, Александра Яковлева, Павла Сухого, Олега Антонова.
В ходе экскурсии мы посетили музей авиации, прошлись по заводу, посетили выставку самолетов под открытым небом.
Музей отечественной авиации - Харьковский авиазавод в лицах, крыльях и моторах:
Первый самолет советской Украины - К-2, который разработал в Харькове в 1927 году конструктор Константин Калинин, сегодня можно увидеть только в миниатюре.
Кроме этой модели, тут же еще около 20 моделей авиалайнеров, спроектированных Калининым в нашем городе.
В ходе экскурсии по музею авиазавода, мы узнали о том, как благодаря работе Харьковского и Киевского заводов мир увидел самолет Ан-2 (занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый массовый самолет) и самолет Ан-30, который предназначен для проведения аэрофотосъемок с крейсерской скоростью 320 км/час и дальностью полета до 2880 км.
Именно на Украине был создан знаменитый Ан-124 «Руслан», который предназначен для перевозки грузов до 150 тонн с крейсерской скоростью 800-850 км/час и дальность полета до 16500 км. А еще Украина – родина уникального Ан-225 «Мрія», предназначенного для транспортировки космического корабля многоразового использования «Буран»!
Среди подлиных экспонатов сохранился настоящий шлем и костюм-комбинезон первого летчика-испытателя авиационного завода Михаила Снегирева, погибшего во время пробного полета в 1933 году на первом и единственном 7-моторном самолете К-7 (он был не только самым большим и мощным в те годы лайнером, но и самым роскошным).
Сверхмощный самолет К-7, заложил основы сверхзвуковой авиации будущего.
У К-7 была отделка салона из кожи и дерева, а еще — великолепные смотровые окна для пассажиров. Кстати, костюм Снегирева пережил бомбежку, когда имущество завода везли в эвакуацию.
Настоящим открытием для нас стало и то, что в 70-ые годы прошлого века на ХАЗе, кроме самолетов и ракет, выпускали снегоходы для Арктики под скромным названием «Харьковчанка».
Выставка самолетов под открытым небом:
- тут можно увидеть, потрогать, а главное - посетить послевоенный Як,
первый реактивный пассажирский самолет Ту-104, который начали выпускать в 1955 году - именно на таком лайнере осваивал небо космонавт Юрий Гагарин, этот самолет служил летающей лабораторией искусственной невесомости для тренировок космонавтов и на нем в свое время отрабатывались все новинки авиационных технологий,
самолет-разведчик, крылатую ракету и многое другое...