20 сентября. Воскресенье. Харьковский Клуб Любителей Путешествий совершил очередное путешествие по Харьковской области. На этот раз программа нашей поездки была следующая и состояла из двух основных частей – духовной и светской.
Началась она с посещения действующего, Свято-Борисо-Глебского женского монастыря в селе Водяное, Змиевского района. По дороге к Водяному мы проехали мимо двух храмов – Безлюдовского и Васищевского. И после этого, преодолев пойму реки Уды, попадаем в село Водяное.
Храм сей сравнительно молод.
В начале двадцатого века его, как приходской храм, построили при содействии профессора Харьковского императорского университета Фёдора Зеленогорского и местной помещицы Серафимы Ключарёвой. Исполнив своё земное предназначение (храм был освящён в 1905 году) оба его строителя покинули наш мир. Могилы их расположены здесь же, во дворе храма. В 1933 году храм закрыли. Открыли в 1942 году, а в 1943 — снова закрыли. До 1991 года находился в полном запустении.
15 апреля 1997 года Священным Синодом Украинской Православной Церкви был утвержден Свято-Борисо-Глебский женский монастырь.
Заботами Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, первых насельниц и духовника, за короткий срок появились два жилых монашеских корпуса, хозяйственные постройки, кухня, просфорная, неузнаваемо расцвел цветами монастырский двор.
В том же 1997 году в монастыре произошло чудо. «20 июля 1997 года, в воскресный день, во время Божественной литургии, чудесным образом обновилась старейшая икона Спаса Нерукотворного. Икона заблистала ярким золотистым светом, вырисовался четче Образ Спасителя, по бокам стали видны лики Архистратига Божия Михаила и Архангела Рафаила. От иконы в течение пяти дней изливалось неземное благоухание».
28 октября 1997 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил считать Обновленную Икону Спаса Нерукотворного Чудодейственной и праздновать это событие 20 июля.
Во дворе Борисо-Глебского монастыря есть еще одно чудо — колодец с целебной освященной водой. Храм действует и продолжает строиться. Со всех сторон сюда приезжают верующие поклониться Чудотворной иконе, помолиться о здравии и спасении, испить чудесной воды.
Далее наш путь лежал в с. Задонецкое.
Село Задонецкое.
Здесь находится главная база совсем недавно (в 2004 году) организованного, одного из первых в Восточной Украине Национальных Парков - "Гомольшанские леса".
Парк расположен в живописном уголке левобережной Украины, на расстоянии 45 км от города Харьков. Общая площадь парка составляет 14314 га и расположена единым массивом в долине речек Северский Донец и Гомольша. НПП «Гомольшанские леса» является одним из наиболее живописных районов Левобережной Украины. Полноводный Северский Донец, речка Гомольша и многочисленные озёра, прибрежные "горные" кручи и широкие террасы, вековые дубы, рощи и сосновые боры, цветущие поляны и луга – всё это придаёт местности особенную, неповторимую красоту.
Парк представляет собой уникальное соединение природных и культурно-исторических памятников. Ещё во времена Петра І здесь была утверждена "Заповедная корабельная роща". В описании Харьковской епархии (первая половина ХIХ ст.) её автор Филарет характеризует эту местность как одно из «прелестных мест благодатной Украины». Местность около посёлка Короповы Хутора давно уже называют «Харьковской Швейцарией» за рельеф и живописные ландшафты. На картинах С.И. Васильковского, П.О. Левченко и многих других мастеров отображена красота и неповторимость территории, которая теперь стала парком. Эти места и люди вдохновляли Остапа Вишню на написание своих юмористических рассказов, где охота и природа были благодатной средой для вдохновения.
Большой и приятной неожиданностью стало наличие при этой парковой базе небольшого ботанического сада.
Именно сада, потому что кроме деревьев и кустарников здесь были и цветы.Небольшой и аккуратный садик соседствует с теплицами, в которых выращивается селекционный посадочный материал для будущих лесов нашего края.
Далее по маршруту было Белое озеро.
Легенда о Белом озере, связана с историей Свято-Николаевского монастыря, основанного в 1648 году запорожскими казаками, который был последним центром свободолюбивого казачества на Украине. Для того что б закрыть монастырь, монахи были обвинены в "разбойном поведении", после чего монастырь был ликвидирован.
Когда весть о приближении карателей достигла обители, монахи начали прятать ценности: золото закопали в долине, впоследствии названной Золотой, а серебро ссыпали прямо в озеро, которое с тех пор и называется Белым. Правда, до сих пор серебряных предметов в этом озере никому найти не удалось. А вот содержание ионов серебра в воде Белого озера действительно в несколько раз выше, чем бывает обычно в водоемах.
Затем мы пересекаем Северский Донец.
Далее наш путь лежал в столицу Слобожанской Швейцарии - поселок Коробовы Хутора
Поселок Кробовы Хутора.
Пожалуй, трудно найти место более красивое и укромное.
Широко распространена гипотеза, о влиянии геомагнитных полей планеты на живую жизнь природы, есть предположение о наличии в районе поселков Гайдары и Коробовы Хутора разлома в коре земли и имеющемся магнитном излучении, положительно влияющем на психологическое состояние человека. Трудно проверить эту гипотезу, но место было и остается привлекательным для отдыха не только земляков, но и уже иностранных гостей.
Уже сейчас здесь расположены почти 20 небольших частных экологических базах отдыха. Особенно были привлекательны домики, построенные из ракушечника и крытые камышом.
Сам поселок исторически возник на месте Свято-Николаевского монастыря, построенного здесь запорожскими казаками еще в начале XVII века.
Монастырь, в начале своего существования сожженный татарами, с 1648 года начал интенсивно отстраиваться, превратившись в один из богатейших по тем временам. По преданиям, около его стен сражался с татарами кошевой атаман Иван Сирко. В этом монастыре скрывались от преследования властей запорожские казаки.
После ликвидации Запорожской сечи среди монахов Змиевского монастыря оставалось много бывших казаков. До этого времени монастырю были приписаны огромные земельные угодья, он имел свои промысля, вел большие торговые операции. У монастыря имелись четыре кирпичных завода, гончарные мастерские, многочисленные пасеки, огромные лесные угодья, рыбные промыслы, пастбища и пахотные земли. Во времена ликвидации казацкой вольницы, в 1788 году по приказу Екатерины монастырь был уничтожен. Все, что осталось от полутораметровых кирпичных стен монастыря, взорванных по приказу царицы, можно увидеть и сейчас.
Южная окраина п. Коробовы Хутора. Дорога резко пошла вверх, превратившись в деревянную лестницу на гору проходит по живописной лестнице, мимо памятника советским воинам. Во время войны здесь было жесточайшее сражение.
Козачья Гора.
С монастырем связанна и легенда о Казачьей горе, расположенной над южной окраиной Коробовых Хуторов.
Некоторое время, отражая нападение царских войск, казаки, они же монахи убедились в бесполезности сопротивления. Воспользовавшись одним из подземных ходов, они попытались выйти в лес, и по этому лесу уйти в сторону Гомольши с тем, чтобы затеряться в лесу. Но в районе поляны, которую мы с вами только что проходили, казаков уже ждал отряд царских войск. Сдаваться было не в правилах казаков, и они предприняли отчаянную попытку спастись – прыгнуть с горы в Донец.
Если сегодня высота горы около шестидесяти метров, то в те времена она была около восьмидесяти метров, иными словами высота нынешнего семнадцатиэтажного дома. Если вы неудачно прыгаете с обрыва в воду и ударяетесь о неё животом, то испытываете не самые приятные ощущения. А представьте себе прыжок с такой высоты. Шансов остаться в живых у защитников монастыря практически не было, тем более что ниже по течению находился ещё один кордон царских войск. Из участников той битвы не уцелел практически никто.
Сами монастырские здания были ликвидированы ещё в екатерининские времена. На месте монастыря находятся его развалины, над которыми в советское время был построен магазин. Сейчас на месте монастыря и на Казачьей горе установлены кресты с памятными надписями.
Вообще-то это не гора в прямом смысле, а скорее какая-то часть крутого правого берега Северского Донца, нависшая над изгибом реки. Но вид с нее привораживает...
|