Главная | Регистрация | Вход | RSS Пятница, 03.05.2024, 03:38

"Мы Вместе" Харьковское Общественное Движение

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Июнь » 6 » 23 Мая, Харьковский Клуб Любителей Путешествий совершил очередное путешествие по Харьковской области.
23 Мая, Харьковский Клуб Любителей Путешествий совершил очередное путешествие по Харьковской области.
14:39
23 Мая, Харьковский Клуб Любителей Путешествий совершил очередное путешествие по Харьковской области.

На этот раз программа поездки была: Шаровский Замок. Усадьба "Натальевка".
Владимирское лесничество. Старый Мерчик.


ШАРОВСКИЙ ЗАМОК.
 
УСАДЬБА. XIX в.
Основана совместно с парком в начале XIX в. Работы по расширению и благоустройству усадьбы проводились до 1912 г. Значительно был увеличен объем дворца. По проекту архит. Якоби построены дома для служащих, оранжереи, конюшни, манеж, гаражи электростанция. В 1910—1912г. петербургская строительная фирма построила фазанник. Планировочная композиция усадьбы и парка построена на осевой системе, увязанной с дворцом. К востоку от дворца находятся хозяйственный и каретный дворы, оранжереи, к западу — фазанник. дом лесника. Кроме дворца из многочисленных построек усадьбы представляют интерес дома стражи, хозяйственного двора и лесника. Памятник — один из лучших сохранившихся усадебных комплексов восточных областей Украины.
 


Дворец, XIX в.

Является композиционным центром усадьбы. Строился в четыре этапа. В начале XIX в. была возведена западная часть, в конце XIX в. — средняя с двумя башнями, затем в 1911 г. в средней части за башнями построен большой двухсветный зал и, наконец, в 1920— 1924 гг. к восточному фасаду пристроена двухэтажная остекленная веранда.

Во дворце три зала, двадцать шесть комнат. В их отделке использованы темный дуб, резные деревянные украшения, накладные потолочные тяги и карнизы, тематическая и орнаментальная роспись. Во всех комнатах и залах установлены мраморные камины, печи облицованы цветным кафелем художественной работы. Два зала размещены на первом этаже, самый большой голубой с хорами для оркестра — на втором. Верхняя часть стен голубого зала и потолок расписаны, стены расчленены пилястрами с капителями коринфского ордера. Перед южным фасадом дворца — терраса с партером и большим круглым фонтаном; ниже по склону балки к небольшому пруду спускаются три широкие террасы с парадными лестницами. Между нижней террасой и проездом — аллеи пирамидальных дубов. Через пруд переброшен одноароч-ный каменный мост. Террасы, лестницы и мост ограждены каменной балюстрадой. Ансамбль памятника дополняется шестиугольной в плане каменной беседкой.

Дом стражи.

Конец XIX в. Расположен на косогоре недалеко от дворца. Одной стороной примыкает к парадным воротам усадьбы, другой — к высокой каменной ограде с металлическими решетками. Возведен для усадебной охраны.

Дом лесника.

Вторая половина XIX в. Типа коттеджа, деревянный, рубленный «в лапу» из нетолстых сосновых бревен, одноэтажный, с мансардой и подвалом.


Здание хозяйственного двора.

Конец XIX в. Замыкает южную сторону хозяйственного двора, примыкая северным фасадом к косогору. Кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, двухэтажное, со стороны торцов фланкировано квадратными в плане башнями.

ПАРК, XIX в.

Расположен на склонах и в долине большой балки с системой прудов. Основан на базе вековой дубравы в начале XIX в. одновременно с усадьбой и представлял собой небольшой парковый комплекс.
Регулярная часть складывается из партера с фонтаном перед дворцом и трех широких террас с парадными лестницами, спускающими-ся по склону к небольшому пруду.
 
 
Между нижней террасой и прудом — короткие аллеи из пирамидальных дубов. Через пруд переброшен каменный арочный мост.
 
 

Террасы лестницы и мост окаймлены каменной балюстрадой.
За прудом по краю балки идут две прогулочные дороги, обсаженные подстриженными липами. Дальше начинается ландшафтная часть. Ее отправное звено — большой пруд, питающийся родниками, площадью 1,4 га, который является началом водной системы парка.
 
 


В одной части парка и лесу находилась вольера с оленями. Кормушки были расположены по краю насаждений, так что оленей можно было видеть прямо из дворца. Олени к людям привыкли, подпускали совсем близко. А в прудах плавали лебеди. Еще был фазанник - разводились фазаны и экзотические домашние птицы.

В парке также есть достопримечательности. Это камень любви, по легенде привезенный графом из Крыма, специально для жены, старый дуб, который внутри уже имеет дупло.
 
 
Говорят, если бросить туда монетку, желания сбываются. От второго старого дуба уже почти ничего не осталось - в него ударила молния.

Основали усадьбу Ольховские. потом хозяином был Христиан Гебенштрейн.
В конце 19 века хозяином замка стал богатый сахарозаводчик Леопольд Кениг.
Который владел сахарными заводами, лесопилками, паркетными заводами.
Он перешел в его владения с 1890 года, не полностью достроенный.
Граф приложил еще некоторые усилия и в итоге получился прекрасный парк и дворец.

По одной из легенд, жена графа однажды летом захотела покататься на санках. Так как граф был владельцем сахарных заводов, он приказал засыпать сахаром весь склон на противоположной стороне от дворца. Получилась сахарная дорога. Графиня съехала пару раз и забыла про это развлечение.

Семья Кенинга покинула дворец после революции. И после этого во дворце начались перемены. Шаровскому дворцу в некоторой степени повезло - его миновала участь других помещичьих усадеб Украины - разрушения. В 20-х годах случился пожар, который уничтожил конюшни. В 40-х годах была разрушена церковь и фамильный склеп. Впоследствии к зданию было пристроено новое помещение, которое несколько нарушает однообразие и стиль всего дворца. Парк зарос, сейчас уже ничего не осталось от былого великолепия. Местами в парке - непроходимые заросли. Со стен террас исчезли живые украшения, вазы и лестницы полуразрушены. Пруды зарастают, а чистить их нельзя - если спустить воду - то затопит село Шаровку. Сейчас проводятся реставрационные работы. Уже закончено наружное восстановление одной башни, отремонтированы некоторые лестницы. Планируется постепенно очистить пруды и восстановить мостик.


НАТАЛЬЕВКА.

В начале 80-х годов XIX века Иван Харитоненко, сын крестьянина, поднявшийся на сахароварении, основал на берегу Мерчика свою усадьбу и назвал её Натальевкой в честь своей младшей внучки. По правде сказать, это была не единственная его усадьба, кроме неё были ещё усадьбы в Харькове, на его родине в Сумах, и естественно, в тогдашней столице, в Санкт-Петербурге.

Двухэтажный дом с балконом, увитым зеленью, прекрасный парк - сделались любимым местом жизни в деревне всей большой семьей Харитоненко.
 
 
Все здания и даже аллеи парка были электрофицированы.
Были сооружены оригинальные конюшни с манежем и различные «фазанерии», козлятники, птичники и т.д. Питомцы Натальевского конного завода были хорошо известны на московских ипподромах.


Дом в Натальевке, утопающий в роскошном парке с зоологическим садом, представлял собой образец американской виллы: крыша этого дома сделана из цветного аспида и обошлась свыше 40 тысяч рублей.
Убранство и обстановка - чисто дворцовая. Обширные покои и службы его имения охотно предоставлялись художникам, музыкантам.
 
 

П.И.Харитоненко являлся редким ценителем искусства и хранителем его произведений. В его имении в Натальевском дворце собраны интересные коллекции картин И.Е.Репина, были скульптурные произведения Антокольского и других скульпторов и художников.

Павел Иванович Харитоненко был увлекающимся спортсменом: его конюшни известны во всех крупнейших городах России.
Натальевские конюшни представляли собой стеклянный манеж.
 
 

Питомцы Натальевского конного завода были хорошо известны на московских ипподромах. Из Швейцарии, Дании, Голландии выписывались премированные производители и вскоре рационально поставленное хозяйство и птицеводство становилось образцовым.


Сейчас это село Владимировка Краснокутского района.

До настоящего времени сохранились спроектированная А. Щусевым церквушка и отдельные строения усадьбы: западные и въездные ворота, флигели, водонапорная башня, сохранились конюшни и монументальный конный манеж, построенные еще Харитоненко.
Главное здание не сохранилось.
Еще сохранились часть хозяйственных построек и домик привратника со львами.
 
 


Парадный въезд в парк оформлен широкой проездной аркой, мощные стены которой выложены крупным камнем, коваными воротами и служебным помещением — сторожкой с узкими окошками-бойницами, напоминающими о средневековых замках.
Парадный въезд в усадьбу построен по проекту академика архитектуры А. В. Щусева. Он широко известен как автор проекта Мавзолея Владимира Ильича Лени-па, Казанского вокзала в Москве.
 
 

В Натальевском парке находится еще одна работа этого выдающегося мастера. Вблизи композиционного центра парка, на стыке веко-кой дубравы и насаждений сосны, приютилась невысокая церквушка. 


Церковь СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ.
______________________________________________
Дата постройки: Между 1911 и 1913.

Эта, законченная в 1913 году постройка — настоящая жемчужина Натальевки, имеет большую архитектурную ценность.
 


Над главным входом размещалась мозаика «Спас Вседержитель», предположительно работы Н.К.Рериха. На северном фасаде была памятная надпись. Великолепно разнообразие резного убранства, выполненного Матвеевым для храма в Натальевке. На западном фронтоне это монументальное «Преображение», оплетенное растительным орнаментом; 24 розетки с изображениями святых — покровителей рода Харитоненко — украшают пилястры у входа; на стенах — многочисленные резные вставки и два небольших горельефных изображения Иисуса Христа.

Церковь представляла собой также своеобразный музей древнерусской иконописи и церковной утвари. В коллекции находились редчайшие девять икон новгородского письма, предметы старинной церковной утвари (лампады, ковры, кадила и др.). Коллекция икон Павла Ивановича Харитоненко считалась третьей по значимости в России. После 1918 года почти все работы были вывезены из Натальевки и хранятся сейчас в Третьяковской галерее и других музеях.

Не сохранились интерьеры храма, ведь он служил последние десятилетия то биллиардной, то библиотекой, а то и котельной. Исчезли из звонницы колокола и куранты, снесены кресты, повреждены стены...

Кровля медная, купол покрыт железом.
Облицована снаружи хорошо обработанным известняком, внутри оштукатурена. Сооружение трехмастное, однокупольное.

В кладку стен были вмонтированы средневековые рельефы, привезенные из Европы. В интерьер поместили редчайший экспонат крест, вырубленный из камня более 900 лет назад. Рядом с церковью, выстроенной в старо-псковско-новгородском стиле, возвели необыкновенной формы колокольню.

Над входом мозаичные изображения.
Снаружи стены церкви украшены резными по камню рельефами работы известного советского скульптора А. Т. Матвеева.
В оформлении храма использовались оригинальные западноевропейские медальоны "Архангел", "Голубки", "Иисус в темнице" и "Иисус скорбящий".
Мозаичная икона "Пантократор" предположительно выполнена по эскизу Николая Рериха.

Внутри церковь украшали яркие фрески.
Роспись интерьеров делал Александр Савинов. Он изучал фрески Ферапонтова монастыря, Новгорода, Ярославля. Традиции использовал, но привнес новое: мотивы Ренессанса. Особенно сочный колорит, изображения животных. Работал не по сырой штукатурке, а в особой технике силикатной живописи.
У южной стены церкви установлена скульптура работы С. Т. Коненкова «Распятие».

Рядом с церковью сквозь стройные стволы мачтовых сосен можно разглядеть колокольню невиданной архитектуры — будто восемь древесных стволов взметнулись ввысь, слились воедино и увенчаны невысоким воинским шлемом.
Колокольня кирпичная, облицована, как и церковь, известняком, двухъярусная. Первый ярус — квадратный в плане, второй — восьмигранный, образован пилонами, соединенными между собой полуциркульными арками, завершен шлемовидной позолоченной главой. Соединена с церковью переходом с крыльцом.
Одно из самых лучших сооружений подобного типа начала XX в. на территории УССР.
 


7 июля 1913 года потрясающее по красоте и уникальное, по сути, строение было освящено.
Спасо-Преображенский храм был храмом-музеем принадлежащей П. Харитоненко уникальной коллекции старинных икон ХII-ХVII века и предметов церковной старины. Коллекция насчитывала около 200 шедевров. Стоимость древних икон храма оценивалась в 150 тысяч рублей.
На берегу Средиземного моря, возле Ниццы, украинской и российской диаспорой была построена копия Владимировского Спасо-Преображенского храма.

А в родной Владимировке с грустью и с надеждой смотрят со стен лики святых. Многое им пришлось увидеть и притоны, и бильярдный стол, и библиотеку, и котельную в помещении храма. Только с 2001 года возобновилась служба.

Есть в Натальевском еще несколько старинных строений:
жилые флигели, водонапорная башня, в которых заметно стилевое единство с въездными воротами, монументальный конный манеж.


ВЛАДИМИРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО.

Посетили ферму, по выращиванию охотничьих фазанов, диких уток и пород карликовых курей.
 

После этого посетили ферму по выращиванию вьетнамских поросят.
 

Совершили прогулку по территории заказника по выращиванию оленей. На данный момент на территории лесничества, проживает 25 оленей.
 

И в конце нашего посещения Владимирского лесничества, познакомились с милой семьей диких кабанов, под предводительством дикого кабана "Маши".
 



   СТАРЫЙ МЕРЧИК.
_____________________________________________
В поместье, окруженном прудами с искусственными островами, которые соединяли железные мостики, было два дворца - господский и для гостей. В бальном зале барского дворца когда-то танцевали местные и приезжие аристократы...

Просмотров: 6430 | Добавил: Герман
Форма входа

Бизнес, наука, культура, психология, туризм, отдых, путешествия, искусство, история, литература, философия, религия.

Наши контакты: 066-30-486-08, 097-543-3-546

Поиск
Календарь
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz