Свято-Архангело-Михайловский храм (Бабаи).
Первый храм во имя Архангела Михаила построен в Бабаях, «по всей вероятности, около 1650 года». В 1782 году губернским прокурором Петром Андреевичем Щербининым, была построена каменная церковь с колокольней во имя Арх.Михаила. «Церковь каменная с иконостасом лучшей работы».
Знаменитая усадьба Щербининых в Бабаях, в которой жили наследники первого Харьковского губернатора. Дом Щербининых в Бабаях — памятник истории и культуры Слобожанщины. Усадьбе больше двухсот лет. Историки предполагают, что здесь останавливался родной брат Пушкина Лев Сергеевич, друг поэта барон Дельвиг, и сам Александр Сергеевич Долгое время тут жил Григорий Сковорода, здесь он написал свои "Байки харьковские". После него в него усадьбе жила семья священников. Когда в 1829 году Пушкин, возвращался из Закавказья, он гостил у Щербининых в Бабаях и бывал в Карачевке, в трех верстах от Бабаев.
В двадцати минутах езды от Харькова, в живописном месте, расположено село Бабаи. Когда-то, задолго до революции, здесь было родовое имение Щербининых. Одному из них — Михаилу Андреевичу — посвятил свои стихи Пушкин:
И мы не так ли дни ведем, Щербинин, резвый друг забавы, С амуром, шалостью, вином, Покаместь молоды и здравы.
В литературоведческих исследованиях есть упоминание, что в сентябре 1829 года Пушкин, возвращаясь из Закавказья, гостил у Щербининых в Бабаях и бывал в Карачевке, в трех верстах от Бабаев. Местная легенда гласит, что в то время в Карачевке строился новый барский дом и Пушкин с Щербининым, пользуясь сентябрьским теплом, много времени проводили на природе. Один из живописных уголков местные жители до сих пор называют «Пушкинскими дубами». Пушкин провел в имении братьев Щербининых всего день или два.
Михаил Андреевич еще в 1821 году женился на дочери сенатора Павла Никитича Каверина, Елизавете Павловне.
К 1829 году у них были уже двое детей — дочь Екатерина и сын Павел. Перед самым приездом Пушкина, 7 сентября, Елизавета Павловна родила сына Андрея. Так что вполне вероятно, что Пушкин попал к Щербининым на крестины.
Критики могут возразить: почему тогда Пушкин нигде не упоминает об этом? Действительно, почему? Ответ прост. Посещение имения Щербинина было полулегальным. Даже дерзким, ибо в Петербурге Пушкина ожидал гнев императора за поездку в Закавказье в действующую армию без высочайшего позволения. Потому распространяться о посещении еще и своих друзей — себе дороже.
Берега реки Лопань, впадающей на землях Щербининых в реку Уды, действительно отлогие. В весеннее половодье Лопань заливала половину Харькова, образуя озера, протоки, а за городом — заливные луга. Описание полностью соответствует исторической действительности. Только Пушкин ехал не из Полтавы, а из Харькова, но законы стихосложения суровы. Рифма к слову «берега» потребовала переставить местами названия городов. Дубрава располагалась «между полем и холмом». Холм — часть возвышенности, по которой проходил древний Муравский шлях, именуемый Покотиловой горой. Имение Михаила Щербинина — в самом ее начале.
Все в сад
Чуть ниже дубравы был разбит великолепный сад, начинавшийся прямо от дома. Он славился на всю округу. Первый биограф дворян Щербининых Юрий Щербачев так описывал этот сад: «Под парк с фруктовым садом отведено 36 десятин: разбиты цветники (садом Михаил Андреевич особенно интересовался, славный крепостной его садовник Парфений Поликарпов стал впоследствии городским садовником Харькова); вырыты два пруда (они и сейчас есть — авт.), по берегам посажены плакучие ивы, серебристые и канадские тополи; через пруды перекинуты диковинные мосты; устроен паром, беседки, фонтаны; в некоторых местах под деревьями положены огромные камни, вероятно, привезенные издалека чумаками; в перелеске, вдавшемся в парк, вырублены кресла в дубовых пнях на корню; изваян из дерева какой-то монах, о котором теперь сохранилось лишь смутное предание; в лесной глуши на дубе взгроможден «эрмитаж» — что-то вроде жилища Робинзона; по дороге в усадьбу, на протяжении версты с лишком, насажена аллея пирамидальных тополей, которая позднее, уже после смерти Михаила Андреевича, могла смело соперничать со знаменитой кисловодской аллеей, — а при въезде в парк поставлена затейливая арка из часто сколоченных березовых стволов и сучьев в бересте. На одном из прудов плавали лебеди; по саду ходили павлины».
Все течет, все изменяется
За прошедшие годы все или почти все изменилось. Исчезли тысячелетние дубы, мосты и фонтаны. Ушли в землю или разбиты в щебень огромные камни, лежавшие у подножья лип и тополей. Но сами ивы и тополя до сих пор шумят густыми кронами у тех самых прудов. Вот только дом...
«Если Михаилу Андреевичу и удалось, — писал Юрий Щербачев, — порасстроив свои дела, завести все эти роскошные усадебные принадлежности, то на постройку дома соответствующих размеров уже не хватило средств; поэтому дом был по-строен «временный» — деревянный, одноэтажный и хотя и поместительный, — однако гораздо меньший, чем конюшня».
Этот «временный» дом стоит до сих пор, как и дубовый амбар (его и сегодня используют по назначению), и конюшня (теперь гараж местного хозяйства). Раньше здесь был лесхоз, потом столярная и обувная мастерские, затем в барских покоях выращивали грибы... Сейчас часть дома занята — живут три семьи. А остальное просто гибнет.
Дом, который помнит Пушкина
По ступенькам поднимаюсь на крыльцо. Над ним — резные деревянные наличники. На них — знак масонов (Щербинин, как и многие его современники, увлекался этим течением). Двери распахнуты. Под ногами хрустит битое оконное стекло. На ободранных стенах просматривается дранка. Трещины тут и там. Следы собачье-кошачьей жизнедеятельности. В одной из комнат — печь. Таких, считают специалисты, на Слобожанщине больше нет: построена она в 1809 году. Причем соорудить ее приглашали печника из Петербурга, так как печь местного мастера очень дымила. Пришлось переделывать. Облицована печь-голландка синими изразцами с украинским растительным орнаментом, кафлей, как тогда говорили. Кафлю теперь отбивают предприимчивые домовладельцы: иметь у себя такой же камин, как у Щербининых — не слабо! В соседней зале еще одна печь. Ее тоже потихоньку разбирают, по кирпичику. А кирпичики те не простые — огнеупорные, с клеймом Павловского кирпичного завода. Еще в одной зале — роскошный камин. Кто знает, может, осенними прохладными вечерами он полыхал огнем и автор «Евгения Онегина» согревался возле него после осенних прогулок с другом юности.
Во многих комнатах сохранился паркет. Под ним видны дубовые доски. Такие же дубовые лаги просматриваются сквозь обвалившийся потолок. Когда-то крыша на доме Щербининых была гонтовая — деревянная, сделанная по принципу паркета. Потом, в советские времена, ее покрыли шифером. Теперь кровля настолько прохудилась, что в одной из комнат сгнило дубовое перекрытие в диаметре более полуметра.
Что имеем — не храним
Дом Щербинина уникален еще и тем, что слобожанский поэт и философ Григорий Сковорода написал здесь свои «Харкiвськи байки». Об этом свидетельствует мемориальная доска на покосившемся фасаде.
Усадьба Тургенева в селе Спасское-Лутовиново, пушкинское Михайловское были восстановлены практически «с нуля». В имении же Щербининых сохранилось все «родное». Здесь можно было бы создать культурный заповедник, но, к сожалению, все чиновники дежурно ссылаются на отсутствие денег. Спонсоров тоже никто не ищет. Тем не менее, в Америке живут наследники Щербининых по мужской линии. Они приезжали на Харьковщину лет пять назад, но побывали только в Карачевке. О доме в Бабаях они ничего не знают. Потомки по женской линии живут в Прибалтике и у нас, в Харькове. Возможно, их совместное вмешательство помогло бы спасти памятник культуры и архитектуры.
Кстати, после нескольких поколений Щербининых усадьбой владел архитектор А.Пфлотта. После Октябрьской революции он эмигрировал в Германию. Говорят, во время Великой Отечественной, в 42-м году, он приезжал в Бабаи, смотрел, можно ли реставрировать усадьбу...
Знаменитая усадьба Щербининых в Бабаях, в которой жили наследники первого Харьковского губернатора находится на грани исчезновения. За домом уже долгое время никто не следит и он практически полностью разрушен. Накануне из него вывезли последние ценные экспонаты - уникальные печные изразцы, которые теперь хранятся в Музее сантехники и плитки.
В Бабаевском лесу, расположен гидрологический памятник природы местного значения, известный как "Холодная Сковородиновская криница".
Согласно легенде, странствующий философ сам раскопал этот родник. В 70-х гг. XVIII в., путешествуя по Слобожанщине, он не раз останавливался у своего друга и ученика по коллегиуму священника Я. Правицкого в прихарьковской слободе Бабаи. Жил Г. С. Сковорода в одном из домиков местной церкви, разрушенной в 1933 г. По другой версии, он занимал комнату в доме помещика П. А. Щербинина. Этот дом сохранился до нашего времени, но к сожалению, находится в плачевном состоянии. Любимым местом отдыха и размышлений великого философа был Бабаевский лес. Именно здесь Г. С. Сковорода создавал "Басни Харьковские", работал над философскими трактатами.
Сковородиновская криница В 1960 г. рядом с источником в Бабаях была установлена мемориальная доска, указывающая, что родник является памятником истории и культуры.
|